Удостоверение многодетной семьи – как и где оформить?

Для пользования льготами и субсидиями, которые положены многодетным семьям, недостаточно соответствовать всем требованиям. С юридической точки зрения особый правовой статус многодетной семьи подтверждается выдачей соответствующего удостоверения. Как и где его получить, а также, какие документы для этого необходимы все эти вопросы будут проанализированы ниже в рамках статьи.

Что такое статус многодетной семьи и что он дает?

Что такое статус многодетной семьи и что он дает?

Правовой статус в силу закона предполагает наделение его обладателя особым набором прав и обязанностей, отличных от стандартного общегражданского правового статуса. В отношении правового статуса многодетной семьи следует отметить, что он предполагает расширенный перечень прав, в том числе на получение дополнительных социальных мер и гарантий со стороны государства.

К многодетным относят семьи, в которых воспитываются 3 и более детей (в некоторых регионах от 4 детей), не достигших совершеннолетия, а в случае продолжения обучения до 23 лет. Каждый регион самостоятельно определяет условия признания семьи многодетной и правила оформления соответствующего удостоверения.

Статус многодетных семей находится в ведении регионального законодательства, которое регламентирует порядок и условия признания семей в качестве многодетных, а также перечень расширенных прав и льгот для них. Все вопросы, связанные с получением статуса многодетной семьи и дальнейшей реализацией прав на льготы следует направлять в отдел социальной защиты и обеспечения населения районной администрации по месту жительства семьи.

Какие льготы предоставляются?

Минимальный пакет льгот для многодетных семей установлен в Указе Президента РФ № 431 от 05.05.1992 г. и включает:

  • скидка при оплате за электричество, газ и услуги ЖКХ, которая на федеральном уровне закреплена не менее 30 %;
  • для детей, возраст которых до 6 лет, бесплатная выдача лекарств;
  • предоставление права на проезд без оплаты на городском и пригородном транспорте;
  • питание для детей, обучающихся в школах и профучилищах;
  • прием детей в детский сад в внеочередном порядке;
  • обеспечение школьной, в том числе спортивной, формой;
  • предоставление ежемесячно одного дня для посещения парков культуры и отдыха, музеев на бесплатной основе.

Дополнительно со стороны государства оказывается финансовая и организационная поддержка:

  • при образовании КФХ и ИП и занятия предпринимательской деятельностью в иных формах многодетные семьи могут претендовать на выделение земельного участка, получение ссуд и финансовых субсидий на развитие бизнеса;
  • при занятии садоводческой деятельностью и ведении подсобного хозяйства осуществляется выделение на безвозмездной основе земельных участков;
  • предоставление займов и ссуд на льготных и беспроцентных условиях для строительства жилья;
  • приоритетное решение проблем с трудоустройством для родителей, признанных многодетными. Предоставление рабочих мест в государственных организациях.

На уровне региона перечень льгот может быть только расширен, как правило, устанавливается скидка за услуги ЖКХ до 50 %, предусматривается обеспечение продуктами в виде специальных продуктовых карточек и другие.

Как получить удостоверение? Порядок оформления

Как получить удостоверение? Порядок оформления

За получением удостоверения можно обратиться непосредственно в районную администрацию в орган (отдел) по работе с населением, в обязанности которого входит обеспечение социальной защиты граждан. Помимо этого оформить удостоверение можно также через многофункциональные центры. Процедура оформления для заявителя совершенно бесплатна, никаких пошлин и сборов оплачивать не нужно.

Перед обращением следует подготовить пакет документов, подтверждающих право на признание семьи многодетной. Их полный перечень регламентирован региональными актами. Правила выдачи удостоверений в регионах различны, в некоторых выдается единое удостоверение на семью, а в других отделено на каждого из родителей или только на заявителя. После развода обратиться за получением удостоверения может лишь тот родитель, с которым проживают дети.

После проведения проверки, которая в среднем занимает до 30 дней, администрация выносит решение о признании семьи многодетной. Именно данное решение является основанием для выдачи удостоверения. По итогам рассмотрения заявления может быть также принято решение об отказе в признании семьи многодетной, как правило, по следующим причинам:

  • несоответствие критериям статуса многодетной семьи;
  • предоставление ложных или неполных данных;
  • учет детей, в отношении которых родители лишены родительских прав, переданных под опеку другим лицам, а также находящихся полностью на государственном обеспечении.

В случае, если получен необоснованный отказ в признании семьи в качестве многодетной. Родители могут обратиться в суд для решения этого вопроса и защиты своих прав.

Удостоверение, на основании которого семья признается многодетной, оформляется на бланке государственного образца и имеет индивидуальный номер. Выявить подделку документа достаточно просто, поскольку все официально признанные многодетные семьи включаются единый реестр. В случае утраты или порчи удостоверения родители могут обратиться за получением его дубликата.

Необходимые документы

Необходимые документы

Оформление удостоверения осуществляется муниципалитетом на основании следующих документов:

  • паспорт на родителей (в том числе усыновителей). Если родители находятся в разводе, то получить удостоверение может лишь тот, с кем непосредственно проживают дети;
  • свидетельства о рождении, для детей старше 14 лет – паспорт;
  • документы, подтверждающие факт получения образования по очной форме для детей после 18 лет;
  • свидетельство о браке, разводе и иные аналогичные документы;
  • документы, содержащие информацию о составе семьи (выписка из домовой книги).

Указанные документы прилагаются к заявлению, в котором указывается требование о признании семьи многодетной и выдаче соответствующего удостоверения.

Государственные органы не вправе требовать пакет документов, не предусмотренный законом. Кроме того те документы, которые органы соцзащиты могут получить самостоятельно, например, выписка из регпалаты и подобные, предоставлять родители не обязаны.

Срок выдачи

Срок действия удостоверения устанавливается в каждом регионе самостоятельно. На практике встречаются следующие сроки действия удостоверения многодетной семьи:

  • 1 год, по окончании которого семья должна пройти повторную проверку на соответствие условиям многодетности. По итогам проверки действие удостоверения продлевается;
  • на несколько лет до того момента, пока дети в семье находятся необходимое количество несовершеннолетних детей;
  • на определенное количество лет до исполнения совершеннолетия детей.

Безусловно, ежегодная перерегистрация многодетных семей достаточно неудобна для родителей. С другой стороны в случае лишения родительских прав в отношении детей данным категориям семей будет отказано в продлении удостоверения, а, следовательно, лишение права на получение законных льгот и субсидий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *