О возможном введении страховки от потери работы заявил министр труда Топилин

По данным Федеральной Службы Государственной Статистики из 73 миллионов экономически активных граждан России 4 миллиона были безработными в 2016 году, т. е уровень безработицы составил 5.2%.

Во время своего недавнего интервью министр труда России Максим Топилин высказал идею о возможном возврате к системе страхования от потери работы, напомнив, что такая система действовала в стране с 1991 по 2001 годы.

Министр считает, что система страхования рисков будет более справедливо защищать интересы, как работников, так и работодателей. Топилин также отметил, что многие крупные предприятия участвуют в работе РТК и их мнение может быть учтено.

При этом полной ясности, как эта схема будет работать, пока нет. Предполагается, что взносы в размере 1% от фонда заработной платы будет делать работодатель. При таком подходе, дополнительные сборы могут достигнуть 200 млрд. рублей, в то время как сегодня в качестве пособий по безработице выплачивается порядка 40 млрд. Однако, министр не смог ответить на вопрос о возможном увеличении пособий по безработице. В качестве приблизительных сроков введения схемы называются 2020-2022 гг.

Также министр добавил, что деньги из вновь образованного фонда могут быть направлены на выплату компенсаций сотрудникам, обанкротившихся предприятий, в случаях, когда имущества предприятия недостаточно для погашения задолженности.

В своем выступлении министр сослался на мировой опыт и сказал, что в большинстве стран с высоким уровнем социальной защиты населения действует именно страховая система. В некоторых европейских государствах, среди них Франция и Германия, эта схема действительно функционирует превосходно.

Европейский опыт страхования от безработицы

В Германии, например, страхование от безработицы входит в число базовых социальных выплат. Схема устроена точно также как любая другая страховка и основана на принципе коллективной ответственности. В таком случае лицо, пострадавшее от определенной причины получает компенсацию из фонда, формируемого всеми работающими гражданами страны.

В такой схеме существую два варианта наступления страхового случая. Первый наступает, если контракт расторгается по желанию работодателя в строгом соответствии с законодательными положениями. В такой ситуации работник остается без работы на неопределенный срок, в течение которого получает установленные правилами страховые выплаты.

Во втором случае договор, может быть, расторгнут по желанию работника, но выплаты будут осуществляться лишь ограниченное время, указанное в законе. И в любом случае государство крайне жестко регулирует всю систему, отслеживая малейшие нарушения прав трудящегося.

Французская система устроена несколько сложнее и не избавлена от традиционной для Франции бюрократизации. Главными участниками этой системы являются организации работодателей и традиционно сильные профсоюзы. Заключая договоры между собой, эти организации осуществляют контроль над сбором и расходованием средств.

Но только выплатой пособий их деятельность не ограничивается. Национальный союз содействия занятости кроме всеобщего контроля средств занимается еще и переподготовкой и реабилитацией профессионалов, оставшихся без работы. Учитывая стремительные перемены на рынке труда, эта функция представляется крайне важной и требует отдельного внимания со стороны, как профсоюзов, так и государства.

Таким образом, французская система обеспечивает профессиональный рост, повышает психологических комфорт и чувство защищенности у граждан, достаточно требовательных к своему государству.

Остается надеяться, что работа по введению страхования от безработицы в России будет проведена при участии всех заинтересованных сторон.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *